Чтение – это прежде всего общение ребенка с книгой, индивидуальная деятельность. Но допускается и прослушивание аудиокниги, если ребенок находится в поездке. Возможен и формат электронной книги. Конечно, это крайняя мера, но бывают такие случаи, что в школьной библиотеке нужной книги нет, а в городской ее могут дать лишь на десять дней, после чего нужно либо продлевать абонемент, либо сдавать книжку. Если семья уезжает на каникулы, это очень неудобно. Рекомендация тут однозначная: главное – ознакомиться с произведением, а на бумажном носителе или электронном, уже другой вопрос.
Правило 1
Помните, что книга – это не наказание. Нельзя прерывать игру ребенка указанием срочно прочитать книгу, потому что её задали прочитать в школе. Важно, чтобы сам ребенок хотел читать.
Для этого родители или педагоги во внеурочное время используют различные приемы. Например, начинает читать взрослый – просит продолжить чтение ребенка; просит прочитать небольшой текст под картинкой, остальной текст читает взрослый; читают книгу всей семьёй (начинает папа, продолжает мама, заканчивает ребенок).
Правило 2
Для того чтобы ребенок хотел читать сам, нужно как можно больше ему читать взрослым. Установите правило в семье: перед сном взрослый обязательно полчаса читает интересную книгу.
Правило 3
Устраивайте дома (в семье) обсуждение прочитанных книг (кто что прочитал, о чем, что заинтересовало, удивило, готов поделиться). В этих обсуждениях важно участвовать и ребенку.
Правило 4
В длительных поездках (на автомобиле, поезде, самолёте) предложите ребенку послушать аудиокнигу. Обсудите с ним, кто из героев ему понравился, хотел бы он (она) еще послушать книгу этого автора.
Правило 5
Приведенный список книг - рекомендательный. Только родитель может знать предпочтения своих детей, поэтому вправе воспользоваться данным списком или дополнить его своими книгами, которые с удовольствием прочитает ваш ребенок.
1 класс
- В. Г. Сутеев «Под грибом», «Яблоко», «Дядя Миша», «Ёлка», «Кот-рыболов», «Мешок яблок».
- А. Прейсен «Про козлёнка, который умел считать до десяти», «Весёлый Новый год».
- Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».
- А. Балинт «Гном Гномыч и Изюмка».
- Э. Блайтон «Знаменитый утёнок Тим».
- Н. Н. Носов «Живая шляпа», «Фантазёры», «Затейники».
- В. В.Бианки «Первая охота», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Лесные домишки», «Сова», «Кто чем поёт?» и другие рассказы.
- М. С. Пляцковский «Солнышко на память».
- М. М. Зощенко «Умные животные», «Показательный ребёнок».
- В. Г. Кротов «Как Игнатий играл в прятки», «Как червячок Игнатий чуть не стал драконом».
- Д. Биссет «Всё кувырком».
- Ф. С. Хитрук «Топтыжка».
- Г. Б. Остер «Зарядка для хвоста».
- Г. М. Цыферов «Паровозик из Ромашково».
- Е. И. Чарушин «Тюпа», «Томка и сорока».
- С. В. Михалков «Три поросенка».
- Э. Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».
- Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», «Теремок», «Волк и лиса», «Морозко».
Домашнее задание
(Если очень хочется…)
Предложите детям нарисовать иллюстрации к тем книгам, которые прочитали. Перед тем как они начнут рисовать, попросите их найти страничку в тексте (книге), фрагмент которой хотелось бы изобразить в иллюстрации. Посоветуйте детям сделать подписи под рисунком (возможно, заголовок или предложение из текста).
Если ваш ребенок любит лепить, то предложите изобразить наиболее понравившийся или запомнившийся фрагмент с помощью пластилина и природных материалов (шишек, веточек, колосков). Предложите подписать работу.
2 класс
- Т. И. Александрова «Домовёнок Кузька».
- С. В. Михалков «Праздник непослушания».
- С. Г. Козлов «Трям! Здравствуйте!».
- А. К. Вестли «Папа, мама, бабушка восемь детей и грузовик».
- Э. Хогарт «Мафин и его весёлые друзья».
- М. Ю. Мокиенко «Как Бабы-Яги сказку спасли».
- Э. Ю. Шим «Лесные сказки».
- В. Ю. Постников «Карандаш и Самоделкин в стране пирамид».
- С. А. Могилевская «Марка страны Гонделупы».
- Э. Н. Успенский «Школа клоунов».
- В. В. Голявкин «Боба и слон».
- О. В. Перовская «Ребята и зверята».
- Э. Рауд «Муфта, Полботинка и Моховая борода»
- Б. С. Житков «Рассказы о животных».
- Б. В. Заходер «Остров Гдетотам».
- А. Милн «Вини-Пух и все-все-все».
- Н. Н. Носов «Веселая семейка».
- А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
- Э. Н. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот».
- В. Бианки «Первая охота», «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Лупленый Бочок», «Лесной колобок – Колючий бок», «Паучок-пилот».
- А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».
- Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка», «Гуси-Лебеди».
Домашнее задание
(Если очень хочется…)
Предложите детям сделать рисованный мультфильм по прочитанным произведениям, сделайте подписи под слайдами. Или предложите им дополнить содержание прочитанного текста: изменить начало и записать его в виде рисунков, знаков, придумать другое окончание текста, изобразите его с помощью рисунков, записей.
Возможно, вы вместе с ребятами создадите мультфильм по прочитанному произведению. Фрагменты текста войдут в мультфильм, вылепите героев мультфильма, сделайте много фотографий, озвучьте.
3 класс
- Н. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома».
- А. Линдгрен «Мадике и Пимс из Юнибаккена».
- С. Л. Прокофьева «Астрель и хранитель леса», «Ученик волшебника», «Приключения жёлтого чемоданчика».
- И. И. Акимушкин «Следы невиданных зверей».
- Д. Р. Сабитова «Цирк в шкатулке».
- Т. Ш. Крюкова «Чудеса не понарошку».
- И. П. Токмакова «Маруся еще вернётся».
- Ю. Алешковский «Кыш и два портфеля».
- В. В. Голявкин «Мой добрый папа».
- В. В. Чаплина «Питомцы зоопарка».
- П. П. Ершов «Конёк-Горбунок».
- Б. С. Житков «Что бывало».
- С. Г. Козлов «Ёжик в тумане».
- Т. Янсон «Муми-тролль и другие».
- Е. П. Левитан «Сказочные приключения маленького астронома».
- В. В. Курчевский «Быль-сказка о карандашах и красках».
- В. Л. Дуров «Мои артисты. Мои звери».
- Г. П. Пивоварова «По страницам занимательной географии».
- А. П. Чехов «Белолобый».
- Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
- С. П. Алексеев «Рассказы о Суворове и русских солдатах».
- Г. Т. Черненко. «Путешествие в страну роботов».
- Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова».
- В. П. Крапивин «Оруженосец Кашка».
- А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Домашнее задание
(Если очень хочется…)
Информацию, прочитанную в произведениях, можно представить в форме «бортового журнала», «двухчастного дневника». Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала учащиеся записывают ответы на следующие вопросы.
-
Что мне известно по данной теме? (Тема о природе, о животных, об авторе, по названию).
-
Что нового я узнал из текста? Что мне запомнилось? Что меня удивило?
Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.
Двухчастный дневник - этот прием, который дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома. Он выглядит так:
Можно предложить детям написать небольшой отзыв на прочитанную книгу.
4 класс
- Э. Патту «Восток».
- В. Г. Брагин «В стране дремучих трав».
- А. А. Усачев «Великий могучий русский язык».
- С. Л. Прокофьева «Тайна хрустального замка».
- Л. Б. Гераскина «В стране невыученных уроков».
- К. Булычев «Сто лет тому вперед», «Девочка с земли», «Тайна третьей планеты».
- В. П. Крапивин «Мушкетер и фея», «Мальчик со шпагой».
- Ю. Ситников «Возвращение кота».
- Т. Н. Ломбина «Дневник Пети Васина и Васи Петина».
- Р. П. Погодин «Дубравка».
- Д. Даррел «Зоопарк в моем багаже».
- В. Г. Зарапин «Опыты в воздухе. Веселые научные опыты для детей и взрослых».
- Л. Мальмузи «Неандертальский мальчик в школе и дома».
- Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
- В. В. Медведев «Баранкин! Будь человеком!»
- С. П. Алексеев «Идет война народная», «Ради жизни на земле».
- Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».
- Л. Кэролл «Алиса в Стране Чудес».
- Ю. К. Олеша «Три толстяка».
- Б. В. Зубков «Как построили небоскреб», «Из чего все машины сделаны?»
- М. А. Константиновский «О том, как устроен атом», «О том, как работает автор».
- Г. П. Шторм «Подвиги Святослава», «На поле Куликовом».
- А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».
- Ф. Зальтен «Бемби».
Домашнее задание
(Если очень хочется...)
Можно предложите детям записать «тонкие и толстые вопросы» по прочитанному произведению.
Толстые вопросы
- Дайте три объяснения, почему...?
- Объясните, почему...?
- Почему вы думаете ...?
- Почему вы считаете ...?
- В чем различие ...?
- Предположите, что будет, если... ?
- Что, если ... ?
Тонкие вопросы
- Кто ?
- Что ?
- Когда ?
- Может ..?
- Будет ...?
- Мог ли ... ?
- Как звать ...?
- Было ли ...?
- Согласны ли вы ...?
- Верно ли ...?
Выберите те вопросы, на которые вам хотелось бы ответить письменно. Напишите ответ на эти вопросы.
Воспользуйтесь для осмысления прочитанного текста «таблицей-синтезом». Перед чтением текста ребятам можно предложите записать в первый столбик таблицы ключевые слова, словосочетания, которые, как им кажется, будут опорными в тексте. Затем предлагается сделать записи во время чтения текста (выписать заинтересовавшие цитаты, слова, высказывания).
После прочтения текста в третий столбик сделать собственные пояснения, размышления.
- Ключевые слова (до прочтения текста).
- Выписки из текста (цитаты).
- Почему эта цитата важна для меня (мысли, рассуждения).
- Можно предложить детям написать отзыв на книгу.
Приятного и полезного летнего чтения!
Источник https://sibmama.ru/chtenie-na-leto.htm#1
|