Памятка по выполнению
работы над ошибками по русскому языку.
Прочитай предложение, в котором допущена ошибка, выясни смысл каждого слова. 1. Ошибки в построении и записи предложений. Записать без ошибок всё предложение. 2. Точка, вопросительный или восклицательный знак в
конце предложения. Выпиши предложение правильно. Поставь в конце нужный
знак. Пример: Добрый пример лучше ста слов. 3. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение, подчеркни первую букву. Например: Самая
маленькая птичка – колибри. 4. Пропуск, перестановка, замена
букв. Напиши слово 3 раза, раздели
на слоги, поставь ударение, подчеркни место ошибки. Пример: строй/ка,
строй/ка, строй/ка. 5. Перенос слов. Раздели слово на
слоги для переноса. Покажи все
случаи переноса. Пример: ру-чейки,
ручей-ки; оси-на. ЗАПОМНИ! При переносе одну
букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку. 6. Деление
на слоги. Раздели
слова на слоги. Запиши ещё 3 слова с таким же количеством слогов. Пример:
во-ро-бей, у-чи-тель, то-ва-рищ, де-жур-ный. ЗАПОМНИ!
Сколько в слове гласных, столько и слогов. Внимание!
Место, где была
допущена ошибка, необходимо выделять
(подчёркивать). Если допустил ошибку на правило, узнай, в
какой части слова ошибка (выдели корень). Для этого мысленно разбери слово по
составу. 7.
Правописание приставки в слове. Напиши слово верно.
Выдели приставку. Образуй от
этого слова 3 родственных слова с разными приставками. Пример: приехал,
заехал, уехал, переехал. ЗАПОМНИ!
Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом. 8. Правописание предлога со словом. Из
предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому
относится этот предлог. Докажи раздельное написание предлога со словом:
между предлогом и словом поставь ещё
слово. Подбери ещё слово с этим
предлогом. Например: к (какому?) берегу; к
(крутому) берегу; к
(какому?) дому, к (большому) дому; ЗАПОМНИ! Предлог – это
отдельное слово. Предлог – это часть речи, оно пишется отдельно от слова. Между
предлогом и словом можно вставить ещё слово. У глаголов нет предлогов (на
ветке налетел). 9. Предлог перед
местоимением. Выпиши
из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2-3 местоимения на это
правило. Например: у нас, ко
мне, с тобой, к
нему. ЗАПОМНИ! Предлоги с
местоимениями пишутся отдельно. 10. НЕ с
глаголами. Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 раза слово на это
правило. Пример: не был, не
выучил, не знал. ЗАПОМНИ! НЕ с глаголами
пишется отдельно. 11. Словарные слова и все орфограммы,
которые ещё не изучали. Написать слово 5 раз, поставить ударение, подчеркнуть место ошибки. Пример: ребя́та, ребя́та, ребя́та, ребя́та, ребя́та. 12. Большая буква в именах людей, кличках животных, в названиях
стран, городов, деревень, улиц, рек. Выпиши слово.
Подчеркни заглавную букву. Придумай и запиши еще 3 слова на это правило.
Пример: Саша, Мурзик, Санкт – Петербург, Россия. ЗАПОМНИ!
Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы. Клички животных пишутся с
большой буквы. Названия стран, городов, улиц, рек пишутся с большой буквы. 13. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу. Запиши слово и ещё 3 слова на это правило. Подчеркни
слог. Например: жимолость, жил, жизнь, чижи. ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши пишутся с буквой и,
слова с ча-ща пишутся с буквой а, слова с чу-щу пишутся с буквой у. 14. Слова с чк, чн, чщ. Запиши слово правильно,
подбери и напиши ещё 3 слова на это правило. Например: девочка, кочка, ночка, почка. ЗАПОМНИ!
Слова с чк, чн, чщ пишутся без
мягкого знака (ь). 15. Мягкий знак – показатель мягкости. Запиши слово правильно.
Подчеркни мягкий знак двумя чертами, а согласную перед ним - одной чертой.
Запиши ещё 3-5 слов на это правило. Пример: мальчик, большой, рысь,
коньки. 16. Разделительный мягкий знак (ь). Запиши
слово правильно. Подчеркни мягкий знак двумя чертами, буквы, которые он разделяет
– одной. Напиши ещё 3 слова на это правило. Пример: вьюга, деревья, обезьяна,
воробьи. ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и. 17. Разделительный твёрдый знак (ъ). Запиши
слово правильно. Выдели приставку, твёрдый знак подчеркни двумя чертами, буквы,
которые он разделяет – одной. Придумай и запиши ещё 3 слова на это
правило. Например: съезд,
объём, объяснил, подъезд. ЗАПОМНИ!
объект,
субъект, адъютант. ЗАПОМНИ!
Разделительный твёрдый
знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными: е, ё, я, ю. 18. Безударная гласная в корне слова
проверяемая ударением. Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую
гласную, напиши проверочное слово. Напиши ещё 2 слова на это правило. Пример: цветы (цвет), гористая
(горка), волна́
( во́лны). ЗАПОМНИ! Безударные гласные
в словах пишутся так же, как ударные. 19. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Выпиши слово. Выдели в нём корень. Подчеркни букву, в которой допущена
ошибка. Напиши проверочное слово и подбери ещё 3 слова на это правило. Пример:
город (города), мороз
(морозы), глазки (глаза), дуб (дубок). ЗАПОМНИ!
Парные согласные нужно проверять как звонкие, так и глухие. Чтобы проверить
парный согласный звук в корне слова, нужно изменить слово или подобрать
однокоренное слово, в котором после этого согласного стоит гласный или согласный звук. Способы
проверки: У существительного:- изменяя число (ногти - ноготь, локти – локоть); -
изменяя падеж (луг - на лугу, лук - в луке); -
подбирая уменьшительно-ласкательный суффикс (дуб – дубок) -
заменяя существительное глаголом (молотьба - молотить, просьба – просить,
ходьба - ходить); У прилагательных - образование краткой формы: жуткий - жуток. 20. Непроизносимая
согласная в корне слова. Запиши слово, подбери к нему
проверочное слово, выдели корень. Напиши
ещё 3 слова на это правило. Пример: свистнул (свисток), честный (честь), звёздный (звезда),
местность (место). ЗАПОМНИ!
Чтобы проверить непроизносимую согласную в корне слова, нужно изменить слово
или подобрать однокоренное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный
звук. До
чего ж сегодня день чудесНый, СоЛнце
в небе празДнично горит, Освещает
месТность и окресТность, И
теплом своим серДца бодрит, Но
лежит на пасТбище корова, ГрусТно
смотрят карие глаза, Потому
что ей пастух суровый «ЗдраВствуйте!»
сегодня не сказал. И
ужасно, и опасно Букву
Т писать напрасно! Всем
известно, как прелестно Букву Т писать уместно! 21. Двойные
согласные в корне слове. Выпиши слово правильно.
Запиши ещё 3 слова на это правило. Раздели все слова для переноса. Пример:
груп-па, рас-сказ, кол-лектив, ал-лея, пер-рон, суб-бота. ЗАПОМНИ! При переносе слов с
двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится. 22. Двойные согласные одна из которых является частью
приставки (суффикса), другая - корня. Запиши слово правильно.
Выдели приставку (суффикс) и корень. Подбери однокоренное слово, доказывая
написание одной согласной. Подбери 2-3 слова на это правило. Например: рассвет
(свет), рассказ (сказывать, пересказ), оттащить
(тащит); весенний (весна), длинный (длина),
малинник (малина). 23.
Правописание наречий. Выпиши
слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Обрати внимание на гласную в конце
слова. Пример: справа, справа, справа. ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в
одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы
о, а. 24. Гласные
и согласные в приставках. Выпиши
слово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 3 слова с этой же
приставкой. Пример: полетели, побежали, подержали. ЗАПОМНИ! Приставки па не бывает. 25. Правописание суффиксов. Выпиши слово правильно,
выдели суффикс, запиши ещё три слова с этим суффиксом. Если суффикс можно проверить,
записать проверочное слово. Пример: Липовый - дубовый,
кленовый, осиновый.
Буква на конце слова Узнай часть речи, объясни написание. 26. Правописание слов с шипящим звуком на конце. Выпиши слово. Объясни
написание слова. Запиши ещё 2-3 слова на это правило. Пример: шалаш
(сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), сторож (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), камыш (сущ.
ед.ч., м.р., 2 скл.), луч (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.); дочь (сущ.,
ед.ч., ж. р., 3 скл.), ночь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), речь
(сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), рожь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.); с крыш (сущ., мн.ч.,
Р. п.), много задач (сущ., мн.ч., Р. п.), из-за туч (сущ., мн.ч., Р. п.); кипуч (краткое
прил.), могуч (краткое прил.), скрипуч (краткое прил.). ЗАПОМНИ! У
существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа и у
имен прилагательных в краткой форме после шипящих Ь знак не пишется. У существительных
женского рода 3 склонения после шипящего пишется Ь знак. 27. Мягкий знак (ь)
в глаголах неопределённой формы. Поставь вопрос к глаголу и
запиши глагол правильно. Подбери 2 слова на это правило. Пример: (что делать?) улыбаться, (что сделать) улыбнуться,
(что делать?) петь. ЗАПОМНИ! Глаголы
неопределённой формы отвечают на вопросы ЧТО
ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и пишутся с
мягким знаком (ь). 28. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего
времени. Выпиши глаголы правильно,
выдели окончание. Запиши ещё 3 глагола на это правило. Например: пишешь
(гл., ЗАПОМНИ! На конце глаголов
2-го лица, ед. числа пишется мягкий знак (ь). 29.
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Выпиши существительное с
словом от которого оно зависит. Устно поставь существительное в начальную
форму. Определи склонение, вспомни слово – помощник. Поставь слово – помощник в
нужную форму. Запиши существительное, выдели окончание. Запиши свой пример на
это правило. Пример: Устно: Шёл по улиц. (улица – 1 скл.,) (весна – по весне) Шёл (где? по чему?
по улиц. - сущ., 1 скл., (по весне)) по улице Письменно: Шёл (сущ., 1 скл., по весне) по улице; кормить (сущ., 2 скл., слона) бегемота. ЗАПОМНИ! Слова
помощники: 1 скл. – весна, земля. 2 скл. – слон. 3 скл. – рожь. Можно пользоваться
таблицей безударных падежных окончаний существительных, но тогда не забывать
определять падеж. 30.
Правописание безударных окончаний имён прилагательных. Выпиши прилагательное
вместе с тем существительным, к которому оно относится,
поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на
окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж
прилагательного по существительному. Пример: К лесу (какому?)
дальнему ( м.р., ед.ч., Д. п.) ЗАПОМНИ! Для
определения окончания прилагательного надо знать его род и падеж. Это определи
по существительному. Кроме того, окончание прилагательного можно определить по
вопросу, который задается от существительного. В этом случае надо хорошо знать
родовые окончания имен прилагательных. 31. Правописание безударных личных
окончаний глаголов. Выпиши глагол, в котором допущена ошибка. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на
гласную перед ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в
окончании глагола ед. и мн. числа. Запиши свой пример. Пример: пишет – писать (гл., I спр., – е); смотрит - смотреть (гл. исключение, IIспр., - и ); ставит – ставить (гл., II спр., - и) ЗАПОМНИ! Гласные е -
и в окончании глагола следует устанавливать по неопределенной форме и
спряжению. (I спр. –
- е; - ут; - ют. (Все остальные
глаголы не входящие во 2 спряжение)+идти. II спр. –
-и, - ат. – ят. Все
глаголы на - ить (говорить) + 7 глаголов-исключений на - еть видеть, ненавидеть, смотреть,
терпеть, вертеть, зависеть, обидеть + 4 глагола-исключения на – ать гнать, дышать, держать, слышать) 32. Разбор
слова по составу. Выпиши
слово. Разбери его по составу, придумай и запиши слово такой же конструкции.
Пример: поездка, походка. 33. Фонетический разбор слов. Выпиши слово. Разбери его фонетически грамотно, не забудь указать количество звуков и букв в слове. 34. Разбор предложения по частям речи. Выпиши предложение. Над словами сокращенно обозначь, какой частью речи является каждое слово. Пример: пр. сущ. глаг. прил. сущ. По овражкам заиграли весенние ручейки. 35. Разбор по членам
предложения. Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Выпиши словосочетания с
вопросами. Подчеркни второстепенные члены предложения. Пример: В лесу цветут
душистые ландыши. Ландыши (какие?) душистые. Цветут (где?
) в лесу. ЗАПОМНИ!
Слова в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при
помощи вопросов от слова к слову. Подлежащее – это главный член предложения, обозначает предмет (о
ком или о чём говорится в предложении), отвечает на вопросы Кто? или Что?, подчёркивается одной чертой. Сказуемое – главный
член предложения, обозначает действие предмета (что говорится о подлежащем),
отвечает на вопросы Что делать? Что
сделать? подчёркивается двумя чертами. Определение – второстепенный член предложения. Обозначает признак предмета, отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Подчёркивается волнистой чертой. (Признак предмета или явления
обозначает определение. Чей? и Какой?
ответы просты, лишь не хватает волнистой черты) Обстоятельство – второстепенный член предложения. Обозначает время,
место, причину, образ действия. Отвечает на вопросы Где? Когда? Как? Откуда? и
Куда? Подчёркивается пунктиром с точкой. (На вопросы Где? Когда? Как? Откуда?
И Куда? Обстоятельство всегда вам дадут ответ – да-да.) Дополнение – второстепенный член предложения. Обозначает предмет.
Отвечает на вопросы косвенных падежей, подчёркивается пунктиром. 36. Однородные члены предложения. Выпиши предложение. Подчеркни
однородные члены предложения и слово от которого они зависят. Правильно
расставь знаки. Пример: Ель, сосна, осина и берёза
здесь растут
дружно и тесно. В огороде ребята собрали огурцы,
помидоры, перец. | |
| |
Просмотров: 1873 | |
Всего комментариев: 0 | |