В одном классе могут учиться дети разного уровня: одни участвуют в олимпиадах по русскому языку и математике, другие — делают ошибки в диктантах и с трудом решают простые примеры. Учителю надо работать с каждым ребенком и делать так, чтобы ни один из них не потерял интерес к предмету. Онлайн-сервис «Яндекс.Учебник» позволяет решить эту проблему: с его помощью педагог может давать каждому ученику индивидуальные задания и следить за его успехами. О том, как это влияет на образовательные результаты детей — в совместном исследовании Яндекс.Учебника и НИУ ВШЭ. Что и зачем исследовали Эксперимент проходил в Алтайском крае и в Новосибирской области в течение 2018-2019-го учебного года, в нем приняли участие больше 200 учителей и 6000 учеников третьих классов. Его целью было узнать, как использование Яндекс.Учебника влияет на образовательные результаты школьников по русскому языку и математике и их отношение к учебе. Оценкой их результатов занимались независимые эксперты из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), а также специалисты Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования (АКИПКРО) и Новосибирского института мониторинга и развития образования (НИМРО). Как проходил экспериментПервый этап — по отбору школьных классов для исследования, состоялся в октябре 2018 года. Классы должны были соответствовать нескольким требованиям. Во-первых, у их учеников должен был быть хотя бы один компьютер на двоих и интернет со входящей скоростью больше 1 Мб/сек. Во-вторых, в классе должно было учиться не меньше четырех учеников. И в-третьих, их учитель должен был владеть цифровыми технологиями и быть готов освоить новый онлайн-инструмент. В итоге были выбраны 343 класса. Их разделили на три равных по размеру группы. В первых двух — экспериментальных, часть заданий из обычного учебника заменяли заданиями из Яндекс.Учебника. В первой группе детям давали по 10 домашних заданий по математике и по 10 — по русскому языку. Во второй группе — уже по 20 заданий по каждому из этих предметов. В третьей — контрольной группе, ученики делали все задания по обычному учебнику. В конце учебного года исследователи сравнивали и анализировали результаты тестирования учащихся во всех трех группах. Как оценивали результатыИсследователи использовали онлайн-инструмент iPIPS+ — компьютерное тестирование, разработанное в НИУ ВШЭ для учеников третьих классов российских школ. Это дополненный и адаптированный для России вариант известного международного исследования iPIPS для первоклассников. Оно применяется в Великобритании и в других англоязычных странах для проверки готовности детей к обучению в школе и сравнения их прогресса во время учебы. iPIPS+ рассчитан на оценивание метапредметных навыков учащихся в сфере когнитивного развития. Инструмент состоит из четырех частей: «Словарный запас», «Языковая грамотность», «Смысловое чтение» и «Математическая грамотность». Это не классический тест: задания для детей сформулированы в более интересной форме, и их выполнение похоже на игру. Тестирование iPIPS+ проходило дважды: в октябре 2018-го и весной, в конце 2019-го учебного года, по завершению эксперимента. Что обнаружилиГлавный вывод, который был сделан в ходе исследования — цифровые технологии действительно помогают детям легче усваивать предметы и меньше уставать от школы в течение года. Лучше всего об этом свидетельствуют образовательные результаты детей по «математической грамотности». В первой экспериментальной группе, где дети решали по 10 заданий по математике по Яндекс.Учебнику, их результаты выросли на 16-18% стандартного отклонения по сравнению с результатами их сверстников в контрольной группе. Такой эффект наблюдался у изначально слабо успевавших детей: возможность выполнять задания онлайн помогала им самостоятельно работать над ошибками и закреплять материал. Если ребенок делал ошибку в примере, сервис предлагал ему подсказку для решения. При этом учитель мог отслеживать успехи ученика и менять для него сложность заданий. В итоге школьникам было легче совершенствоваться и повторять пройденное. Анкетирование учеников в конце года показало, что дети из экспериментальных групп начали считать и русский язык, и математику более полезными предметами. Интерес к учебе к концу года у них упал намного меньше, чем у учеников в контрольной группе. Отношение к школе в целом к этому времени у них тоже улучшилось. Дети при этом, по оценке учителей, не были перегружены: в экспериментальных группах им давали столько же заданий, сколько в контрольной. Задания по Яндекс.Учебнику им приходилось решать онлайн, так что это побудило их чаще использовать гаджеты в образовательных целях. Сами учителя также стали чаще использовать технологии на уроках. Отчет об исследовании: | |
| |
Просмотров: 285 | |
Всего комментариев: 0 | |