Проблемы в учебе
Замена букв в словах при письме

Путаница и замена одной буквы на другую при написании слов встречается довольно часто, причем не только у учеников младших классов. Некоторые замены стойко сохраняются на протяжении всей школьной жизни и даже позже. Ребенок может путать буквы по разным причинам. Чаще всего можно встретить следующие замены:

- несформированность зрительно-пространственных функций (при этом ребенок чаще всего путает буквы, похожие по написанию: б-д, и-у, т-п, ш-щ, ж-х и пр.);

- несформированность фонематического слуха (ребенок путает оппозиционные согласные: в-ф, б-п, д-т);

- отсутствие устойчивого образа буквы (ребенок путает низкочастотные буквы: ц, ч, х, щ, ю, ё);

- несформированность кинестетического анализа (ребенок смешивает буквы по акустико-артикуляционным свойствам: я-а, ю-у, ё-о).

Работа по решению подобной проблемы в таком случае будет чисто коррекционной. Она и сводится к упражнениям, которые в первом случае будут рассчитаны на графическое различение букв, во втором случае - на фонетико-фонематическое различение, а в третьем и четвертом случаях - на создание ясного образа буквы и соотнесение его акустического образа с графическим.

Упражнения при смешении букв по зрительно-пространственному сходству

Прежде всего, надо уточнить, насколько у ребенка сформированы пространственные представления, насколько четко он различает понятия: право - лево, низ - верх, впереди - позади, больше - меньше, выше - ниже, шире - уже. Для этого мы предлагаем специальные игры.

"Потерянный объект"

Ведущий прячет какой-нибудь предмет (мягкую игрушку, шоколадку и пр.) и предлагает ребенку найти его. Поиски сопровождаются подсказками ведущего: пять шагов налево, поднять глазки наверх, руку протянуть вправо, опустить голову вниз, повернуться назад, сделать шаг правой ногой вперед и т. д.

"Исполнитель"

Ребенку даются различные предметы: карандаш, ручка, чашка, коробка, мелкие игрушки. На отдельных листках написаны задания, например: "положи карандаш справа от коробки", "посади куклу перед чашкой", "положи ручку слева от мишки" и т. д. Эти листки лежат перед ребенком "рубашкой" вверх. Он вслепую выбирает одно задание за другим и выполняет их. С собенным удовольствием задания выполняются, когда они смешные.

"Зеркальные рисунки"

Для игры нужен листок бумаги в клетку. Учитель и ученик сидят лицом друг к другу. Лист бумаги разделен по горизонтали на два поля. Учитель на своем поле рисует какой-либо предмет, например домик с дверью, трубой и окном, или лодочку с парусом и флажком. В рисунках детали должны быть расположены с разных сторон, например: у домика дверь справа, дым из трубы идет влево, у лодочки парус развевается слева, а флажок - справа. Задача ребенка - воспроизвести картинку на своем поле так, чтобы она полностью соответствовала исходной. При этом ему дается инструкция: нарисуй так, чтобы то, что у меня справа, у тебя тоже было справа, то, что у меня слева, у тебя тоже было слева, то, что у меня вверху, у тебя тоже было вверху, то, что у меня снизу, у тебя тоже было снизу. Рисунки со временем можно усложнять, добавляя детали. Можно также прописывать и буквы.

После того как выяснилось, что ребенок различает основные пространственные понятия, ему можно предложить написать буквы, которые он путает, сопровождая их иллюстрациями: написать букву "б" и нарисовать возле нее, например, бабушку с банкой, бегемота, березу и др. Чем выразительнее и смешнее будут картинки, тем лучше ребенок будет дифференцировать буквы. Если ребенок расположит на листе БаБушку выше, чем ДеДушку, он никогда не забудет, что у буквы "б" - хвостик вверх, а у буквы "д" - хвостик вниз. Если, например, ребенок путает буквы ш-и, нарисуйте вместе с ним широкую шубу на большей части листа, а в уголке - тонкую иголку, и проговорите, что "ш" - шире, чем "и".

Напишите "волшебный" диктант, в котором из всех букв будут писаться только проблемные буквы, а все остальные - черточками. Например, слово "шуба" будет выглядеть так: ш - - - .

В другом варианте "волшебного" диктанта можно сначала обозначить все буквы черточками, а при повторной диктовке попросить ребенка написать проблемные буквы разными цветами, например "д" написать синим, а "б" - красным.

Вырежьте с ребенком алфавит из бархатной бумаги, скрутите из проволоки, слепите из пластилина, а затем предложите ему с закрытыми глазами угадывать буквы на ощупь. Летом очень хорошо было бы прописать буквы палочкой на песке, выложить из веточек, камешков и т. д.

Чем больше привлекаются телесные упражнения (кинестетический анализ) при запоминании букв, тем лучше. Можно писать буквы в воздухе, на спине, на ладошке. Попросите ребенка представить, что у него на носу длинный карандаш и он им выписывает буквы на потолке. А если занятия родителей будут идти параллельно со снижением требований по технике чтения - успех обеспечен.

Упражнения при смешении звуков по фонетико-фонематическому сходству


Все предложенные ниже упражнения должны следовать именно в этом порядке (услышали - произнесли - отличили - записали) и являться только базой для вашего творчества. Например, звонкие звуки можно прохлопывать, а глухие - протопывать, звонкие можно произносить высоким тоном и поднимать руку, а глухие - низким и опускать руку. Вообще чем больше жестов, телесных изображений и движений будет включено в упражнения, тем скорее будет достигнут результат.

Учимся отличать оппозиционные (звонкие и глухие) согласные

Объясняем ребенку, что звонкий звук можно произнести с помощью голоса. Когда звук произносится без помощи голоса (шепотом), то этот звук - глухой. Попробуем произнести звонкие и глухие согласные парами и почувствовать разницу. Очень хорошо будет, если все звуки выразительно охарактеризовать. Например, б-п - это "взрывные" звуки, при произнесении которых струя воздуха как бы "взрывает" губки, т-д - "толкающиеся" звуки, язычок пытается вытолкнуть передние верхние зубы, при произнесении звуков ч-ш язычок "катается с горки" и т. д.

После того как ребенок понял разницу в произношении звонких и глухих (звонкий - плюс голос, глухой - минус голос), готовим две карточки. На одной рисуем знак "+", соответственно это карточка, обозначающая звонкий звук; на второй - знак "-", который обозначает глухой звук. Произносим слова с начальными звонкими и глухими согласными и предлагаем ребенку поднимать карточку с плюсом или минусом. Это упражнение позволяет отработать сразу все пары звонких и глухих согласных звуков.

Делим лист на два столбика и предлагаем в левый столбик записать слова с начальными глухими звуками, а в правый - с начальными звонкими. Можно начать с одной пары звуков, со временем усложнить задание и предлагать слова со всеми парами звонких и глухих.

Заготовьте лист плотного картона, наклейте на него парами кусочки различных материалов, которые соответствуют парам звонких и глухих согласных. Рядом с каждым кусочком материала напишите соответствующую букву и название материала. Например, б - бархат, п - пенопласт; д - дерматин, т - тесьма; в - вельвет, ф - фланель; г - глянцевая бумага, к - картон; ж - наЖдак, ш - шелк; з - зеркальце, с - ситец. Ребенку предлагается щупать материалы и одновременно называть звуки. Позже это упражнение следует выполнять с закрытыми глазами.

Упражнения при смешении низкочастотных звуков и звуков по акустико-артикуляционным свойствам


При смешении низкочастотных звуков и соответствующих им букв важна практика. Начать работу следует с формирования звукового образа. Для этого можно использовать все упражнения, которые предложены ниже.

При отработке конкретного проблемного звука и буквы читайте различные слова. Ребенок должен за вами повторить только те слова, которые начинаются на отрабатываемый звук.

После того как ребенок четко усвоил произношение, выполните следующее упражнение: ребенок называет звук, вы договариваете слово, ребенок повторяет то слово, которое получилось. Например:

ю-ла;          х-леб;
ю-бка;        х-руст;
Ю-ля;         х-одитъ;
Ю-рий;       х-итростъ.

Прочитайте ребенку слова, в которых должны быть звуки "ц" или "ч", но читайте слова с пропуском звука, а на его месте можно стукнуть карандашом по столу или хлопнуть в ладоши. Ребенок должен записать слово в его правильном варианте. Например: мыльни(стук!)а, вол(стук!)ок, отли(стук!)ник,мельни(стук!)а, (стук!)апля, у(стук!)астник.

Пишите "волшебные" диктанты по забавным текстам, предлагайте ребенку самому придумывать тексты с проблемными буквами. Например: "Ученица цапля мечтала стать отличницей. Но учитель-сыч считал, что она - озорница. Поэтому у цапли было часто печальное лицо, как будто она чистит луковицу. В четверг цапля выучила, как пишутся слова "цыпленок", "цыган", "акация", "мыльница", "чаща", и в пятницу получила отличную оценку".

Скороговорки и забавные выражения для проговаривания "непослушных" звуков и формирования кинестетического анализа

Скороговорки рекомендуется произносить как с опорой на написанный текст, так и с опорой на повторение.

Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

Речка течет, печка печет,
молчун молчит, ворчун ворчит,
читатель читает, мечтатель мечтает,
чайка кричит, овчарка рычит.


В речке плещутся щучата, 
Это щучкины ребята.


На тапках - заплатки.

Вредная ведьма варит варево.

Что шеф скажет о наших шалостях?

Швейцарский сыр. 

Рукава великану великоваты.

Попугая не пугают, 
Попугая не купают, 
Попугая покупают!

У Потапа - потоп: 
Протек потолок!

Гуляли по дороге 
Гепарды и бульдоги,
По дороге бродил 
Добрый бодрый крокодил.

В термометре - ртуть.

Охотнику неохота идти на охоту.

Грузный грузин грузит грузди.

В зоопарке обезьяны, 
Дикобразы и фазаны.

Ковальо играет в полуфинале.


Дети очень любят и легко запоминают скороговорки, в которых встречаются их имена. Предлагаем несколько скороговорок, большинство из которых придуманы нами и частично позаимствованы из книги И. Г. Сухина.

У Танечки - угощение для Анечки.

У сыночка Санечки - маленькие саночки.

Сонечка и Сенечка сидели на скамеечке.

Миша что-то шепчет Маше.

Отважный Миша бежит от мыши.

Шапка и шубка - вот и весь Мишутка.

Саша на суше сушит суши.

У Сани нос в сметане. 

Усатый Саня сел на сани. 

Наша Даша лучше вашей.

Стоит Юля на стуле, на стуле стоит Юля.

У Марины и Кристины - две красивые корзины, 
В корзинах - картины.

Полинка и Маринка любят рвать малинку.

У Влада - брат, Влад брату рад.

У Никиты - моток ниток.

У Матвея - билет на балет.

У Тимки и Димки новые ботинки.

На корабле, кроме Ромки, Егор и Артемка. 

У Егора в огороде - репа, редька, помидоры.

Кто прокатит Катю на катере? 

Дина на льдине, а Динка на льдинке.

Сеня во сне сидит на сосне, 
Сидит на сосне Сеня во сне.

Валерий припрятал проигрыватель и громкоговоритель.

У Митрофана - фортепьяно, 
У Полины - пианино.

У фонтана - Ваня в кафтане. 

Боря любит Любу, а Люба любит Борю.

У Тани - тайна, это Танина тайна. 

Лора работала лаборанткой в лаборатории.

У Игната - ягнята. 

Гена моргал, а Егор подмигивал.

Георгий - брат Григория, 
Григорий - брат Георгия.

Люсины бусы носят гуси. 
Испугали Люсю бабусины гуси.

Настя и Костя отправились в гости. 

Полина и Лиля лепили из пластилина.


Авторы: A. Е. Сoбoлева, Е.Н. Емельянoва
Категория: Заботливым родителям | Добавил: Учитель (19.07.2012)
Просмотров: 968 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]